У каждого своя победа. Зауральские ветераны из Лесниковского дома–интерната поделились историями о войне и жизни в тылу.
— Возвращаюсь я домой. Папа баню топит. Я говорю: «Папа, какая баня днем?». Он отвечает: «Анна, бумажка пришла. Надо тебе через полчаса быть в эшелоне». А мы уже знали, что такое эшелон. Он уже подошел к нам. Войска идут. Я говорю: «Папа, я же не готова к этому». Отец отвечает: «Не надо готовиться, давай собирайся и в эшелон. Ждать нельзя!».
Так эмоционально вспоминает день своего призыва на фронт постоялица Лесниковского дома–интерната для престарелых и инвалидов, ветеран Великой Отечественной войны Анна Ивановна Хрущелева. Она служила разведчиком под Ленинградом. Получила осколочное ранение. Анна Ивановна не любит вспоминать те дни.
— Об этом страшно говорить. Я не хочу. Особенно подробности. Не надо говорить об этом. Вам понятно, что такое разведка, что такое бомбежка, что такое огонь. Это я встретила сразу. Прямо из родного местечка, там где я росла, — говорит ветеран.
Кроме Анны Ивановны в интернате живут еще пять ветеранов Великой Отечественной. У каждого их них своя уникальная история, свой путь и своя война. Интересный случай произошел с Вениамином Смирновым, который воевал на Украинском фронте. Зимой 1944–го при немецкой бомбардировке его засыпало в блиндаже. Его дивизия отступила. Решив, что боец погиб, командование отправило родственникам «похоронку». Однако 320–я дивизия пришла на помощь. Вениамина Кирилловича вытащили из–под завала и отправили в больницу.

— Начал свои действия из–под Харькова. Нас привезли, высадили. Мы пешком шли 100 километров на северный заезд до Балаклеи, деревня Савинцы. Там мы встретились с немцем, — вспоминает Вениамин Кириллович.
Наши бойцы воевали не только на западном, но и на восточном фронте против Японии. Например, Николай Васильевич Пильников семь лет с 1945-го отслужил в Японии:
— Когда началась война с Японией, мы начали проситься на фронт. Нам начальство сказало, у нас тут тоже фронт. Сегодня с моря атака, а завтра — уже с воздуха.
Яков Леонтьевич Юрченко одним из первых попал в пекло войны. Она застала его в Бресте.

— В первый день уже в бой машинами везли. Потом по Белоруссии, Могилев, Чауси, Бобруйск. Был ранен. Меня отправили в госпиталь. Первый год у меня закончился в госпитале.
Огромный вклад в победу над фашизмом внесли не только бойцы Красной Армии, но и труженики тыла. Их трудовой подвиг помог обеспечить советские войска оружием, боеприпасами, провиантом и одеждой. Хрупким девушкам порой приходилось работать даже на никелевых рудниках.

— Началась война. Нам было по 12–14 лет. Зимой учились, летом на рудник, на отвалы. Мужиков забрали в армию. Остались только женщины и мы, подростки. Вагончики с породой плечиками поднимали и опрокидывали. С лопатами ровняли площадки. Тяжелая мужская работа, — рассказывает труженица тыла и ветеран труда Анна Гулькевич.
Таисию Гавриловну Михееву война застала прямо в Варгашинском районе. Она была еще 12–летним ребенком.
— Взрослые идут с литовкой. Которые побольше, идут с серпом. А мы идем с ножами. И эту пшеницу полем. Осот пололи. Вот так работали первый год. Второй год мы уже работали на складе. Уже веяли. Ставили пудовки, чурки и ящики. Одна там, другая здесь, и вот крутишь эту вейку.
Лесниковский дом–интернат для престарелых и инвалидов является уникальным учреждением. За всю его историю в нем проживало 53 участника войны. Рассказывает директор Лесниковского дома–интерната Евгений Мыльников:
— Все люди, которые находятся у нас, — это люди престарелого возраста, инвалиды первой и второй группы. Они попадают к нам, потому что нуждаются в постоянном уходе. Им оказывается полный комплекс всех социальных услуг, включая социально–медицинские.
Несмотря на преклонный возраст, они очень хорошо помнят события великой войны. Она врезалась им в память. И память о них должна сохраниться. 9 Мая прошло. Но помнить о ветеранах и заботиться о них нужно не только в этот день.