Гость на KURGAN.RU

Молчанов Олег Владимирович

Родился 20 мая 1959 года в п. Юргамыш Курганской области.

С 1982 по 2000 годы служил в органах внутренних дел. В 2001–2005 годах работал в должности заместителя начальника Управления Судебного департамента Верховного суда России в Курганской области. В 2004 году получил второе высшее образование по специальности «юриспруденция» в Уральском юридическом институте МВД России.

С июня 2005 года заместитель руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области заместитель главного государственного регистратора Курганской области.

В сентябре 2008 года назначен исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области — главного государственного регистратора Курганской области.

В результате реорганизации органов государственной регистрации прав и кадастрового учета, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», под непосредственным руководством Молчанова О. В. проведено объединение Управлений Федеральной регистрационной службы и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курганской области, результатом которого стало создание в ноябре 2009 года Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области.

Приказом Минэкономразвития России от 03.02.2010 № 180–л Молчанов О. В. назначен руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области главным государственным регистратором Курганской области.

Государственный советник Российской Федерации 2 класса.

За добросовестное выполнение должностных обязанностей, безупречную и эффективную гражданскую службу Молчанов О. В. имеет более 40 поощрений, в том числе: медаль МВД РФ «За безупречную службу» 3 степени, Почетную грамоту Судебного департамента при Верховном суде РФ, Почетную грамоту Федеральной регистрационной службы и нагрудный знак «За безупречный труд» за заслуги в развитии Федеральной регистрационной службы, Благодарственное письмо полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, Почетную грамоту Правительства Курганской области, Благодарственное письмо Курганской областной Думы и Почетную грамоту Главы города Кургана. В мае 2014 года присвоено звание «Почетный работник Росреестра».

В феврале 2013 года за значительный вклад в совершенствование системы государственной регистрации прав и кадастрового учета, обеспечения высокого качества государственных услуг, получивших признание населения, коллектив Управления награжден высшей наградой Курганской области — Почетной грамотой Курганской областной Думы.

Адрес организации:

640027, г. Курган, ул. Бурова–Петрова, 98д, тел./факс. (3522) 64–21–64 (приемная), отдел общего обеспечения (делопроизводство) (3522) 64–21–48

e-mail: 45_upr@rosregistr.ru

Официальный интернет–сайт: www.rosreestr.ru

Руководитель Росреестра Курганской области

Какой размер государственной пошлины подлежит уплате в случае одновременного представления на государственную регистрацию договора аренды, заключенного на срок более 1 года и дополнительного соглашения к данному договору?

Молчанов Олег Владимирович:

В данном случае основной договор подлежит государственной регистрации независимо от факта предоставления на государственную регистрацию дополнительного соглашения.

В связи с чем, подлежат совершению два регистрационных действия: государственная регистрация основного договора и государственная регистрация дополнительного соглашения к договору.

За регистрацию основного договора подлежит уплате государственная пошлина в соответствии с подп. 22) ч. 1 ст. 333.33 НК РФ, а за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору - в соответствии с подп. 27) ч. 1 ст. 333.33 НК РФ.

У меня есть дачный участок, он оформлен, присвоен кадастровый номер. Обязательно ли проводить межевание и оформлять постройки на нем, если дачный домик – меньше 50 кв. м.?

Молчанов Олег Владимирович:

Согласно п. 21.4 распоряжения Правительства РФ от 01.12.2012 №2236-р, утвердившего так называемую «Дорожную карту» в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость, предусматривается исключение с 1 января 2018 года из законодательства положений, допускающих внесение сведений в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) в отсутствие в государственном кадастре недвижимости (ГКН) сведений о координатах характерных точек границ земельных участков. На практике это означает невозможность без прохождения процедуры межевания ни продать, ни подарить, ни унаследовать объект недвижимости, передать его в залог или аренду, включая земельные участки, имеющие разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства».

Поскольку соответствующие поправки в законодательство могут быть приняты в ближайшее время, а процедура межевания достаточно длительная (требуется заключение договора с кадастровым инженером, проведение работ на местности, подготовка документов и их представление в орган кадастрового учета, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), потенциальный покупатель, арендатор может отказаться от совершения сделки с правообладателем земельного участка, границы которого не установлены.

В отношении вновь образуемых земельных участков действующее законодательство уже в качестве обязательных характеристик, подлежащих внесению в ЕГРН, предусматривает наличие сведений о координатах границ земельных участков.

Для решения вопроса оформления построек на дачном участке остановимся на следующих положениях законодательства. Вступивший в силу с 01.01.2017 Федеральный закон от 13.07.2017 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сохранил заявительный характер государственной регистрации прав. Сведения о правах в ЕГРН вносятся по желанию правообладателей, за отдельными исключениями, установленными законом. Однако, завещать, подарить или распорядиться иным образом таким имуществом без регистрации прав в ЕГРН будет также невозможно.

С 01.01.2017 государственная регистрация прав на дачные строения возможна только при условии одновременного кадастрового учета недвижимости. Для этого потребуются услуги кадастрового инженера для подготовки последним технического плана. Поскольку выдача разрешения на строительство дачного дома не требуется, соответствующие сведения могут быть указаны в техническом плане на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости по форме, утвержденной приложением № 3 к приказу Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 №953. Декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

При этом площадь строения имеет значение только в части вопросов применения налоговых льгот и не влияет на размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Таким образом, правообладателям недвижимости необходимо самостоятельно взвесить все за и против оформления прав на недвижимость в установленном законом порядке с учетом возможных поправок в законодательстве. Отражение сведений о принадлежащем Вам имуществе в ЕГРН обеспечит гарантии со стороны государства и возможность в полном объеме осуществлять правомочия собственника по распоряжению недвижимостью.

Можно ли продать комнату в приватизированной квартире, которая признана ветхим жильем под снос?

Молчанов Олег Владимирович:

На законодательном уровне не установлен запрет на продажу аварийного жилья. Также действующим законодательством не предусматривается отражение информации о признании жилого помещения ветхим (аварийным) в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), выдаваемой по запросам заинтересованных лиц. Вместе с тем, полагаем необходимым проинформировать покупателя об аварийном состоянии жилого помещения, зафиксировав данный факт в договоре купли-продажи. В последующем это позволит избежать признания в судебном порядке сделки недействительной, так как одна из сторон была введена в заблуждение относительно предмета сделки (статья 178 Гражданского кодекса РФ).

Если ветхое жилье включено, например, в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Кургане на период 2013 - 2017 годы», утвержденную Постановлением Администрации города Кургана от 12.11.2013 №8394, или иную аналогичную программу, охватывающую ветхое жилье на территории соответствующего муниципального образования, покупателю необходимо уведомить о смене собственника администрацию муниципального образования. В городе Кургане – отдел учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана.

Что такое кадастровая стоимость? Что такое инвентаризационная стоимость и где ее можно узнать? Какая стоимость применяется для налогообложения физических лиц?

Молчанов Олег Владимирович:

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Инвентаризационная стоимость — это стоимость объектов капитального строительства, которую определяли организации технической инвентаризации при проведении технической инвентаризации и изготовлении технического паспорта.

Сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не являются сведениями Единого государственного реестра недвижимости. Управление Росреестра по Курганской области не уполномочено рассчитывать инвентаризационную стоимость, передавать ее в налоговые органы и предоставлять разъяснения по этому вопросу. Данные сведения в налоговые органы в 2013 году были переданы органами технической инвентаризации.

Поэтому для уточнения сведений об инвентаризационной стоимости, следует обращаться в орган технической инвентаризации, а не в Управление Росреестра, как зачастую делают граждане.

Хотелось бы уточнить: на территории области налоговой базой для земельного налога, уже более 10 лет, является кадастровая стоимость.

Для объектов капитального строительства физических лиц (за исключением объектов включенных в региональный перечень), в том числе индивидуальных жилых дома, в области налоговой базой является инвентаризационная стоимость (не кадастровая). Если внимательно посмотреть на налоговое уведомление можно увидеть букву «И», т.е еще раз подчеркиваю: в основе расчета налога на объекты капитального строительства физических лиц (за исключением объектов включенных в региональный перечень) лежит инвентаризационная стоимость.

Как и где узнать размер кадастровой стоимости объекта недвижимости?

Молчанов Олег Владимирович:

Внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости предоставляются в виде выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Сведения можно получить обратившись:

-в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области (в любой из пунктов приема на территории Курганской области);

-государственное бюджетное учреждение Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», т.е в МФЦ.

Сведения предоставляются бесплатно по запросам любых лиц в течение 3 дней.

Кроме того, заказать сведения о кадастровой стоимости можно в разделе предоставления государственных услуг в электронном виде на сайте Росреестра.

Так же, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно узнать с помощью электронного сервиса Росреестр «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме «online» (поиск осуществляется по одному из трех критериев: кадастровому номеру, условному номеру или адресу) на сайта Росреестра и публичной кадастровой карте расположенной на этом же сайте.

Что делать если не согласны с кадастровой стоимостью? В каких случаях в Росреестр обращаются за оспариванием кадастровой стоимости?

Молчанов Олег Владимирович:

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В целях реализации Закона об оценке, приказом Росреестра при Управлении Росреестра по Курганской области» создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

За оспариванием кадастровой стоимости в Комиссию обращаются в случаях если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических или юридических лиц. Например: высокий налог, арендная плата.

Я собираюсь оспаривать кадастровую стоимость в комиссии. Обязательно ли прилагать к отчету об определении рыночной стоимости объекта недвижимости экспертное заключение на данный отчет?

Молчанов Олег Владимирович:

Федеральным законом от 02.06.2016 № 172-ФЗ признана утратившей силу норма Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ Закон об оценке, предусматривавшая необходимость предоставления в комиссию положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа на отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости. Не обязательно, по желанию.

Какие документы необходимо представить в Комиссию для оспаривания кадастровой стоимости?

Молчанов Олег Владимирович:

В Комиссию представляется заявление о пересмотре результатов определения кадастровой. Примерная форма заявления размещена на сайте Росреестра.

В соответствии Закона об оценке к заявлению прилагаются следующие документы:

Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (это также является новым документом до 01.01.2017 года сведения о КС предоставлялись в виде кадастровой справки);

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В какой период может быть подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости?

Молчанов Олег Владимирович:

Заявление может быть подано в комиссию в период с даты внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ЕГРН новых результатов, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

К чему должен быть готов заявитель при обращении в Комиссию? (К долгой процедуре оформления документов, очередям и т.д.). Что должен знать человек при оформлении (Что посоветуете)?

Молчанов Олег Владимирович:

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения Комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Отчеты о рыночной стоимости, протоколы заседания Комиссии, решения размещаются на сайте Росреестра.

Вообще все отчеты не только рыночной стоимости, но и отчеты государственной кадастровой оценке после 2012 года можно посмотреть на сайте Росреестра.

Заказать проведение индивидуальной рыночной оценки объекта недвижимости и составление соответствующего отчета можно у оценщика. Оценщик должен состоять в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), перечень которых представлен на официальном сайте Росреестра

По вопросам, связанным с работой Комиссии, а также определения возможности оспаривания конкретных объектов в Комиссии в отдел землеустройства, мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления по адресу: г. Курган, ул. Б. Петрова, 98 Д, каб. 330, 331 или по тел.: 8 (3522) 64-21-68, 64-21-67.

Изменилось разрешенное использование земельного участка, но кадастровая стоимость осталась прежней. Кто должен изменить кадастровую стоимость? Почему она не изменилась?

Молчанов Олег Владимирович:

В соответствии с действующим законодательством при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов, включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости осуществляется филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Курганской области» (в соответствии с переданными полномочиями) в порядке, установленном Минэкономразвития России, на основе результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении последней государственной кадастровой оценки.

В отношении земельных участков такой порядок установлен Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее – Методические указания № 222).

Реализация механизмов определения кадастровой стоимости, заложенных в Методических указаниях № 222, предполагает возможность однозначного отнесения земельного участка к виду использования (группе видов использования) по его разрешенному использованию и наличие в акте об утверждении результатов определения кадастровой стоимости удельных показателей кадастровой стоимости земель, необходимых для проведения расчетов.

При отсутствии возможности отнесения земельного участка к виду использования (группе видов использования) по его разрешенному использованию, а также отсутствие утвержденных удельных показателей кадастровой стоимости земель, расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости произведен быть не может.

Кроме того, согласно пункту 2.3.8 Методических указаний № 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется. Пример (для гаражей и автостоянок).

Что делать если отсутствуют документы на дом, который построен на собственном земельном участке?

Молчанов Олег Владимирович:

В случае отсутствия документов не только на дом, но и на земельный участок, на котором этот дом расположен, оформление прав на объекты недвижимости в рассматриваемой ситуации представляется возможным только в судебном порядке.

В случае наличия правоустанавливающих документов на земельный участок (свидетельство на право собственности на землю, договор аренды земельного участка, решение суда, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, акт органа местного самоуправления о предоставлении участка и др.) оформление права собственности на жилой дом осуществляется по правилам ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации)

Согласно п. 10 ст. 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Необходимо отметить, что для объектов индивидуального жилищного строительства, созданных на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) (далее – объекты ИЖС) законодательством предусмотрена «отсрочка» необходимости получения и представления в орган регистрации прав разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Так, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

В соответствии с п. 7 ст. 70 Закона о регистрации до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты ИЖС, являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства.

При этом от необходимости получения разрешения на строительство объекта ИЖС закон не освобождает, — технический план дома изготавливается, в том числе на основании разрешения на строительство объекта.

Государственный кадастровый учет объекта недвижимости и государственная регистрация права собственности на него по общему правилу, установленному п. 3 ст. 14 Закона о регистрации, осуществляются одновременно.

Необходимым документом для осуществления государственного кадастрового учета дома является его технический план. Услуги по проведению кадастровых работ, результат которых оформляется в виде технического плана здания, оказывают кадастровые инженеры на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства договора подряда на выполнение кадастровых работ. Реестр кадастровых инженеров, содержащий сведения о лицах, оказывающих соответствующие услуги (в т.ч. телефоны и адреса), размещен на официальном сайте Росреестра. Предельная максимальная стоимость работ (услуг) кадастровых инженеров в отношении объектов капитального строительства действующим законодательством не установлена, и варьируется от 7000 рублей и выше.

К расходам при оформлении прав на индивидуальный жилой дом относится и оплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, — на указанный объект ИЖС она составляет 350 рублей.

С заявлениями о государственной регистрации права на жилой дом и о государственном кадастровом учете необходимо обращаться в «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг». При этом Вы можете согласовать удобное время обращения с помощью предварительной записи по телефону Ведомственного центра телефонного обслуживания 8-800-100-34-34 либо через Интернет Портал услуг Росреестра, который доступен по адресу http:// rosreestr.ru.

Необходимо отметить, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) начала прием заявлений на регистрацию прав на недвижимость по экстерриториальному принципу в каждом регионе России. Экстерриториальный принцип – это возможность обращаться за регистрацией прав в офис приема-выдачи документов безотносительно места расположения объекта недвижимости. Такая возможность предусмотрена для заявителя вступившим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Для оказания услуги по регистрации прав по экстерриториальному принципу выделены отдельные офисы в каждом субъекте России. Перечень офисов, в которые можно подать заявление на регистрацию прав на объекты недвижимости, расположенные в других регионах, размещен на сайте Росреестра.

Таким образом, Вы вправе обратиться за государственной регистрацией права и за кадастровым учетом в экстерриториальном порядке по месту жительства, независимо от места нахождения недвижимого имущества, права на которое Вы оформляете.

Обязательно ли нотариально удостоверять договор купли-продажи комнаты в коммунальной квартире?

Молчанов Олег Владимирович:

При приобретении комнаты в коммунальной квартире нотариальное удостоверение договора купли-продажи такой комнаты не является обязательным по общим правилам, установленным гражданским законодательством.

Вместе с тем, в отношении сделки по приобретению жилого помещения, в том числе за счет средств материнского капитала, необходимо отметить следующее.

В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Исходя из этого, при оформлении в общую долевую собственность родителей (супругов) и детей жилого помещения, приобретенного (построенного, реконструированного) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, супруги должны оформить соглашение о разделе той доли жилого помещения, которая приобретена на общие средства супругов, а также соглашение об определении размера долей родителей (супругов) и их детей.

При этом общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено (п. 2 ст. 38 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, если комната в коммунальной квартире приобретается на имя супругов и детей в общую долевую собственность, нотариальное удостоверение договора купли-продажи комнаты обязательно в силу п. 2 ст. 38 Семейного кодекса.

Кроме того, нотариальное удостоверение такого договора также обязательно, если отчуждаемая комната находится у продавцов в долевой собственности. Данное требование установлено в п. 1 ст. 42 Закона о регистрации, - сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.

Адреса и телефоны офисов нотариальных контор города Кургана и Курганской области размещены на сайте Нотариальной палаты Курганской области http://www.notariat45.ru.

Необходимо отметить, что нотариальное удостоверение договора не заменяет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации права («Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017); Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»; Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации» (ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона о регистрации государственная регистрация права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки, осуществляется по заявлению нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 года № 4462-1, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки.

Дополнительную информацию по вопросам государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости можно получить в рамках консультации по телефону филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области 8(3522) 64-25-72.

Скажите пожалуйста, я очень занятый человек, сдал документы на государственную регистрацию договора купли-продажи в МФЦ, можно ли сделать так, чтобы кто-нибудь мне привез мои документы после регистрации?

Молчанов Олег Владимирович:

Если вдруг у гражданина не будет времени забрать готовые документы после регистрации права собственности, то можно будет воспользоваться услугами «курьерской доставки» (обращаем внимание, что услуга платная), чтобы ей воспользоваться, необходимо в момент подачи документов сделать в заявлении специальную отметку. В этом случае готовые документы доставят владельцу недвижимости в удобное для него место и время.

Может ли кадастровый инженер обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации, а также за сведениями содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости в Управление Росреестра по Курганской области?

Молчанов Олег Владимирович:

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который определил порядок взаимодействия кадастровых инженеров и органа регистрации прав.


На сегодняшний день кадастровый инженер не может обратиться с заявлением о совершении учетно-регистрационных действий самостоятельно, за исключением случаев наличия у него нотариально удостоверенной доверенности.

Кроме того, согласно Закону, с 1 января 2017 года сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, предоставляются только самим правообладателям или их законным представителям, а также иному исчерпывающему перечню лиц, который указан в п. 13 ст. 62 гл. 8 Закона (при невозможности самостоятельного получения документов, также возможна выдача доверенности кадастровому инженеру, предусмотренную действующим законодательством). Если право не зарегистрировано в ЕГРН (ранее ЕГРП), рекомендуется прикладывать к запросу копию правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа, подтверждающего право заявителя на получение копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН.

Можно ли отказаться от права собственности на квартиру в пользу государства?

Молчанов Олег Владимирович:

По вопросу о порядке прекращения права собственности на квартиру в связи с отказом от неё в пользу государства, Управление Росреестра по Курганской области сообщает следующее.

Основания прекращения права собственности установлены в статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Право собственности прекращается:

  • при отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
  • при отказе собственника от права собственности;
  • гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Необходимо отметить, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (абз. 2 ст. 236 ГК РФ).

С заявлением об отказе от права собственности на квартиру и правоустанавливающим документом на неё необходимо обращаться в орган местного самоуправления по местонахождению объекта недвижимости.

После того как Вы подадите заявление об отказе от права собственности, Ваш объект недвижимости приобретет режим бесхозяйной вещи.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет (Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899); Приказ Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 (ред. от 16.06.2015) «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 N 33405) органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, на основании заявления органа местного самоуправления Управлением в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – № 931) будет осуществлена процедура постановки на учет квартиры в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) ( п. 19 Приказа № 931).

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него заявителю (органу местного самоуправления) и отказавшемуся от права собственности лицу направляется уведомление о принятии на учет объекта недвижимого имущества (п. 10 Приказа № 931).

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Судебный акт о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости, от права собственности на который собственник отказался, будет являться основанием для государственной регистрации в ЕГРН права собственности соответствующего муниципального образования, что в свою очередь послужит основанием снятия с учета квартиры в качестве бесхозяйной.

В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости Управлением в адрес собственника, отказавшегося от права собственности на данный объект, будет направлено соответствующее уведомление с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права (п. 17 Приказа № 931).


Комментарии пользователей